О. О. Алиева
«Серебряный век» – моменты отражения в реалиях современной живописи
«Как мне близок и понятен
Этот мир – зелёный, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих гибких линий».
Максимилиан Волошин
Предоставленная возможность участия в этом тематическом выпуске альманаха позволила глубже осмыслить культуру «серебряного века», оценить её значение в развитии современного искусства, найти созвучие, отклик этого уникального наследия рубежа 19 – 20 веков в творчестве российских живописцев постсоветского периода.
Более ста лет назад искусство русской живописи как всей культуры в целом переживало ощутимые трансформации, вызванные переломной ситуацией в истории России. Вследствие экономических, политических и социальных кризисов в обществе нарастало ощущение необходимости пересмотра приоритетов, смены ценностей. На смену стабильности 80-х годов 19 века пришли психологическая напряжённость, предчувствие кризиса и будущих потрясений, определённое разочарование части общества в прежних общественных идеалах, ярко выразившиеся в художественном творчестве.
Живопись «серебряного века», несмотря на многообразие стилевых направлений, ассоциируется, прежде всего, с творчеством таких выдающихся художников, как В. М. и Ап. М. Васнецовы, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. А. Рылов, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. Ф. Богаевский, В. Э. Борисов-Мусатов, К. А. Сомов, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, З. Е. Серебрякова и другими яркими именами. Художники, чей профессионализм и академичность принципов изображения воплотились в образах противоречивых и усложненных, лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности, выразили своё отношение к происходящим