Художник Васильев Дмитрий Юрьевич



О. О. Алиева
«Серебряный век» – моменты отражения в реалиях современной живописи

«Как мне близок и понятен
Этот мир – зелёный, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих гибких линий».
Максимилиан Волошин

Предоставленная возможность участия в этом тематическом выпуске альманаха позволила глубже осмыслить культуру «серебряного века», оценить её значение в развитии современного искусства, найти созвучие, отклик этого уникального наследия рубежа 19 – 20 веков в творчестве российских живописцев постсоветского периода.
Более ста лет назад искусство русской живописи как всей культуры в целом переживало ощутимые трансформации, вызванные переломной ситуацией в истории России. Вследствие экономических, политических и социальных кризисов в обществе нарастало ощущение необходимости пересмотра приоритетов, смены ценностей. На смену стабильности 80-х годов 19 века пришли психологическая напряжённость, предчувствие кризиса и будущих потрясений, определённое разочарование части общества в прежних общественных идеалах, ярко выразившиеся в художественном творчестве.
Живопись «серебряного века», несмотря на многообразие стилевых направлений, ассоциируется, прежде всего, с творчеством таких выдающихся художников, как В. М. и Ап. М. Васнецовы, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. А. Рылов, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. Ф. Богаевский, В. Э. Борисов-Мусатов, К. А. Сомов, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, З. Е. Серебрякова и другими яркими именами. Художники, чей профессионализм и академичность принципов изображения воплотились в образах противоречивых и усложненных, лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности, выразили своё отношение к происходящим

1
в обществе переменам, предчувствие надвигающейся неизбежности. В поисках надёжной опоры в тревожной атмосфере времени художники полагаются на то, что им кажется истинным, жизнеспособным в них самих и в окружающем обществе – на национальное самосознание русского народа. Они обращались к мотивам русской истории, эпоса, сказки, создавая свой миф о реальности, зашифрованный символами, окутанный поэзией и аллегорией. Этот период русской живописи отмечен активным интересом к таинственной культуре Востока, воплощением красоты и гармонии на основе экзотических мотивов. Новое поколение художников, чьи взгляды формировались с конца 19 века, осознавали, что выбранные ими тематические направления нуждаются в особом пластическом языке, отличном от академизма и от реализма передвижников. Они стремились усилить символическое звучание мотива. Осознание необходимости декоративности, художественной условности и стилизации приближало их творчество к эстетике модерна. Свойственная художнику потребность в раскрытии своеобразия, «души» его эпохи, сопровождалась активным поиском не только сюжетов, но и выразительных средств, экспериментов с композиционным построением картины, с формой и цветом, значительно обогативших опыт русской живописи, расширивших её изобразительные и образные возможности.
Несмотря на сложность и неоднозначность, Россия тогда переживала период плодотворного и динамичного развития культуры. Это был период духовного ренессанса, обновления. «Серебряным веком» назвал этот этап философ Н. А. Бердяев. Как отмечают исследователи отечественной культуры: «В целом, накануне революционных событий 1917 года Россия обладала богатейшим культурным наследием, огромнейшими культурными ценностями мирового масштаба. Не исключено, что по заложенному русской культурой 19 века потенциалу «серебряный век», вобравший в себя всего несколько десятилетий, мог распространиться на всё 20 столетие, став, может быть, новым «золотым веком» русской культуры. Однако этого не произошло. Старая дореволюционная русская культура оказалась в основном уничтоженной после Октябрьской революции 1917 года, и ей на

2
смену пришла новая, советская «пролетарская» культура» [1, с. 102].
В искусстве советского периода, находящимся под жёстким партийно-государственным контролем, главным творческим методом был провозглашён социалистический реализм, основанный на идеологических принципах правящей партии и призванный прославлять достижения нового политического строя. Социалистическое искусство, преодолев этап становления, пережив период расцвета, в последние десятилетия существования советской власти претерпевает значительные изменения. Начиная с 1970-х годов, художники, сохраняя верность реалистической манере, пытаются создавать в своих картинах мир, отличный от пафоса и героики господствующей идеологии. Они не копируют объективную реальность, а подвергают её глубокому внутреннему осмыслению. По-новому в советском искусстве звучат живописные полотна Ильи Глазунова, Андрея Мыльникова, Виктора Попкова, Татьяны Назаренко и других, предвещая грядущие перемены в обществе и в искусстве.
Пройдя через идеологические «рамки» советской эпохи, искусство на рубеже 20 – 21 веков переживает сложный период пересмотра старых ценностей и поиска новых путей развития. Постсоветский период развития страны с преобразованиями в экономической, политической и социальной сферах внёс значительные перемены в российское культуру в целом, не мог не затронуть и искусство. Оно освобождалось от идеологии и официальности, склоняясь к тематике личного пространства и индивидуальных пристрастий, к определённой свободе трактовки формы и самовыражения. Под влиянием западного искусства, проникнувшего в Россию после снятия «железного занавеса», в погоне за модными увлечениями ставятся под сомнение или подменяются мелочно-протокольной фиксацией принципы реалистического искусства, порождая множество живописных проявлений от салонного искусства до эпатажно-шокирующих актов самовыражения. Но на фоне сегодняшнего культурного кризиса, благодаря профессиональному творчеству отечественных живописцев можно говорить о сохранении и развитии русской школы живописи. Современные художники отходят от эстетических принципов прежнего политического строя в поиске новых форм самовыражения, способов познания и

3
Соловей-разбойник. Блохин Н. Д. Холст, масло. 135x250. 2011 г.

выражения атмосферы настоящего времени, реальной картины мира художественными средствами.
На смену жизнеутверждающих мотивов советской эпохи пришли полузабытые герои исторического эпоса, ярморочные шутовские персонажи, воспевающие русский характер: необычайно сильный, немного безумный, яркий, живой. На выставках современной живописи внимание зрителей привлекают образы «Соловья-разбойника», «Масленицы» и другие в исполнении Николая Блохина. Будучи выпускником Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия художеств), а позже преподавателем в нём, Блохин является воспитанником и представителем русской классической академической школы живописи. Художник знает натуру и прекрасно владеет навыком её реалистического изображения, но творит свой собственный мир. Персонажи его картин, кажется, вот-вот заговорят, скоморохи пустятся в пляс… Любая работа автора – это, прежде всего, его собственный взгляд на окружающий мир. Он толкует сюжеты отвлеченно, стремясь создать образы вечные, огромной духовной мощи.

4
Масленица. Блохин Н. Д. Холст, масло. 173x300. 1995 г.



Дробность и неоднозначность проявлений современной действительности обращают художников к опыту русского символизма, присущего живописи «серебряного века». Посредством зашифрованных символов современный автор передаёт своё отношение к реальности, приоткрывая зрителю внутренний мир своих чувств и размышлений. Художник, «формируя» действительность наступившего века, творит новый миф. Отходя от событийности, он создает не иллюстрацию изображаемого, а его символическую передачу, поэтический эквивалент. Художественный вымысел становится своеобразной легендой о жизни, способом постижения её скрытых основ и законов.
Именно такую картину создаёт Хамид Савкуев – один из перспективных русских художников нового поколения, вдохнувший новую жизненную силу в русскую современную живопись. Его работы не только демонстрируют прочные базовые навыки академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, но и сочетают в себе особенности индивидуального языка современного искусства, основанного на личных ощущениях и впечатлениях.
Работы Хамида Савкуева носят своеобразный тематический характер и в целом посвящены религии, мифологии, истории и обычаям. В его работах сочетаются региональные этнические особенности его родного Северного Кавказа

5
особенности его родного Северного Кавказа с основами классической живописи и реалистической экспрессивной манерой исполнения. Духовная составляющая истории и мифологии воплощается в его работах посредством уникальной художественной техники на основе собственного авторского взгляда на действительность. Достаточно озвучить названия картин, например, «Брод», «Эль Рей Лир», «Пожиратели хлеба», чтобы осознать глубину индивидуального подхода. Художник далёк от простой повествовательности в своём творчестве, его произведения содержат скрытый, зашифрованный в абстрактных формах, цвете, и тематическом сюжете, смысл, эмоциональное состояние. Так, характерный образ странника с грустной улыбкой на лице олицетворяет тоску по прошедшему, оглядываясь на свою жизнь, любовь к родной земле. Его интересует не сам по себе персонаж, который всегда присутствует на картинах, а его внутренний мир, который художник выражает посредством изображения окружающей среды.
В живописном произведении «Брод» изображены люди, которые мигрируют вместе со своим скотом, переходя воду вброд. На их пути поваленные деревья, отмели, камни, песок, олицетворяющие жизненный путь в его различных ипостасях, создающие ощущение серьёзных исторических перемен. Работа затрагивает трагическую историю Балканского народа. Реальный мотив изгнания людей из своих родных земель переплетается с философским авторским осмыслением. Связь между людьми, природой и событиями, постоянно меняющейся жизнью – главная тема художника.
Истории, рассказанные в работах Хамида, персонажи, предметы, костюмы, животные и т.д., все происходят из детства из его родного города, из реальной жизни. Хамид повествует об оптимистическом настроении своего народа, о его трудолюбии, а также о собственных мечтах и надеждах.

6
Брод. Савкуев Х. В. Холст, масло. 140x200. 2009 г.
Эль Рей Лир. Савкуев Х. В. Холст, масло. 150x200. 2009 г.


7
.Пожиратели хлеба. Савкуев Х. В. Холст, масло. 190x200. 2009 г.
Искусство всегда считалось воспроизведением истинного «Я». Но представить самого себя очень сложно, и в образах не получается полностью показать самого себя. Часто мир своих чувств и настроений художник передаёт в других персонажах, наделяя их своими собственными эмоциями и проблемами. Философски осмысливая сюжет, он нарочито усиливает идейное звучание произведения. Трактовка формы восходит к стилизации, напоминая высеченную из камня скульптуру, строгую и лаконичную, без излишней деталировки, разрушая привычный взгляд на традиционную масляную живопись. Выполненные на контрасте света и тени, простыми, доступными средствами, произведения достигают максимального напряжения, выразительности художественного образа. Творческий стиль Хамида, несомненно, имеет глубокие национальные черты, это характерная особенность его живописи. Работы художника содержат выразительные национальные символы, абстрактный дух метафоры, своеобразную структуру изображения. Они несут глубокий смысл, зашифрованный в образах и элементах

8
привычного и свойственного художнику индивидуального мира, выражая его ощущение настоящего.
Одним из интересных направлений современной российской живописи является обращение к восточным мотивам, возможность развития которого появилась вследствие открытия границ, свободы перемещения и общения с другими странами и народами в постсоветский период. Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников конца 19 – 20 вв., по-разному претворявших его богатое эстетическое наследие. Здесь будет уместно упомянуть об ориентализме Л. С. Бакста, выразившегося в произведениях театрального характера, связанных с Русскими сезонами, М. В. Добужинского, З. Е. Серебряковой. Востоку с его художественным наследием принадлежит особое место в творчестве М. А. Врубеля. Известную дань ориентализму отдал В. А. Серов. Очень большое значение Восток и его художественные традиции имели для П. В. Кузнецова. Весьма своеобразно понимание традиций восточного искусства у некоторых художников круга «Бубнового валета» [2, с. 343 – 362].
Вновь зазвучала восточная тематика в современном мире живописи, раскрывая особенности художественного видения экзотической культуры российскими художниками. На персональных и тематических выставках различного уровня обращает внимание колорит древних традиций и современной жизни Китая, исследованию которых в большой степени способствует активное развитие культурных взаимоотношений между нашими странами.
Китайская тема – одно из основных направлений творчества Дмитрия Васильева, выпускника Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Дмитрий учился на факультете станковой живописи в мастерской народного художника РФ В. В. Соколова (1915 – 2013). С начала 21 столетия художник предпринимает творческие поездки в различные уголки КНР, свободно работая в жанре пейзажа, портрета, тематической композиции. Он пишет характерные китайские мотивы северной провинции Шэньси, извилистую и бурную реку Хуанхэ и бескрайние горные пейзажи с примостившимися крестьянскими жилищами.

9
Старик Шамбэя. Васильев Д. Ю. Холст, масло. 75х90. 2007 г.
Частное собрание. Шанхай.

Колорит нетронутого цивилизацией мотива на лессовых землях вдохновил российского художника, из-под его кисти вышла серия замечательных работ, посвящённых этой местности. Он показал характерные особенности жизни крестьян в горах Шамбэя, создал выразительные произведения. Их объединяет уверенная, крупная фактура мазка, передающая своеобразный характер местности, экспрессивная манера исполнения, присущая русской школе живописи передача цвета и света, пространства, световоздушной среды. Здесь нет никакого скрытого смысла, живописец любуются натурой, передавая своё очарование зрителю.
Правдивый образ старика Шамбэя вобрал в себя мудрость прожитых лет, сформированный не лёгкими условиями жизни характер, которые автор выразил, изобразив персонажа в момент неспешного перекура. Белизна снега и платка на голове оттеняют тёмное лицо с глубокими морщинами. Герой, словно, ведёт разговор со зрителем, остановился для очередной затяжки, обдумывая следующую фразу своего повествования.

10
Солнечный день в Янцзягоу. Васильев Д. Ю. Холст, масло. 90x130см. 2006 г.
Частное собрание. Пекин.
В ожидании. Деревня Лу Пин. Васильев Д. Ю. Холст, масло. 76x100. 2008 г.
Частное собрание.Пекин.

11
Ожидание. Васильев Д. Ю. Холст, масло. 100x70см. 2008 г.
Собственность автора.
По-другому воспринял художник Тибет. Жанровые композиции «тибетской» серии характеризует определённое влияние символизма, обусловленного силой традиций этой таинственной части Китая. Бережное сохранение вековых устоев тибетского народа символизирует сцена «У священного родника». Особенное отношение тибетцев к воде – это отношение к культурным и семейным ценностям. Прозрачность, незамутненность воды – это неизменность обычаев предков в условиях повсеместной цивилизации и прогресса. Выразительности художественной идеи способствует декоративность цветового решения, подчёркивающая синеву неба, белизну снежных вершин, ясность построек, нарядность костюмов.

12
У священного родника. Васильев Д. Ю. Холст, масло. 80x100см. 2015 г.
Собственность автора.
Глубину обращение к «высшим» силам горной долины передаёт художник в работе «Молитва». Затрагивает он и искусство танка, и бытовые ситуации, отражая традиционность жизни народа. Как итог смыслового содержания этой живописной серии выглядит композиция «Надежда Тибета», олицетворяющая будущее Тибета в образе девочки в национальном костюме на фоне горного пейзажа и стен монастыря. Народ Тибета видит своё будущее в неразрывной связи с многовековыми традициями своих предков, которые бережно хранит от чужеродного вмешательства. И представляет собой некий замкнутый, обособленный, вместе с тем своеобразный мир, каким постарался передать его художник, следующий своему впечатлению.

13
Молитва. Васильев Д. Ю. Холст, масло. 100x70см. 2015 г.
Надежда Тибета. Васильев Д. Ю. Холст, масло. 90x70. 2017 г.


14
Китайский сон. Калюта Ю. В. Холст, масло. 150х120. 1997 г.

В своеобразной живописной технике выполнены яркие образы Юрия Калюты, профессора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, руководителя мастерской станковой живописи. В его творчестве можно наблюдать совершенно иной интерес к китайской культуре, выразившийся в ассоциативных ощущениях и впечатлениях. В работе «Китайский сон» запечатлён образ ребёнка, спящего на кресле. Цветной плед с изображением китайского мотива частично закрывает спящую фигуру. В верхнем углу картинной плоскости на тёмном, почти чёрном фоне, висит контрастное изображение иероглифов, слегка прикрытое соломенной шляпой. Угловатая спящая фигурка ребёнка наполнена теплотой и любовью, в ней выразительно передано естественное состояние отрешения и видение сладкого «китайского сна». Несмотря на отсутствие, конкретно обозначенного места происходящего, настроение покоя и умиротворения, достигнутое автором, относит к созерцательности и безсуетности восточного отношения к жизни.

15
Весенний Гурзуф. Дугаржапов Б. Д. Картон, масло. 45х45. 2007 г.

Как и сто лет назад современных живописцев волнуют вопросы поиска выразительных средств, решение чисто живописных проблем. Художником, для которого это стало творческой идеей, смыслом развития и движения вперёд, можно с уверенностью назвать Бато Дугаржапова, представителя московской школы живописи, выпускника Московского художественного института им. В. Сурикова. Он занимается и портретом, и натюрмортом, но любимым его жанром остаётся пейзаж, а именно работа на пленэре. Здесь сохранён импрессионистический прием «частичной композиции», как бы случайно выхваченного кадра. Для Бато характерны резкие светотеневые контрасты, выразительный контур предметов. «Живопись Бато Дугаржапова дарит ощущение света и радости. Активная живописная среда, формирующая образность его работ, вобрала в себя всё многоцветье палитры – яркое звучание чистых тонов и гармоничное разнообразие тончайших цветовых оттенков. … Здесь проявляется всё мастерство живописца, его умение остановить миг, передать неуловимое, непередаваемое – свет, воздух, движение, жизнь. … При всей зрительной конкретности изображаемого, пейзажи лишены тяжёлой материальности, жёсткой линейной перспективы, – это скорее поэтические новеллы, где документальная фиксация мотива отступает на второй план перед таинством и красотой живописи» [3, с. 5 – 6].

16
Терраса. Дугаржапов Б. Д. Холст, картон, масло. 22х18. 2004 г.
Ленинградка. Июль. Дугаржапов Б. Д. Холст, картон, масло. 25х30. 2010 г.

17
Сегодня отечественное искусство живописи переживает непростой, но достаточно интересный этап своего развития. Снятие всяческих ограничений и запретов, отсутствие определённых направлений творческой деятельности, полная свобода самовыражения позволили российским современным художникам самим сделать выбор. Несмотря на изобилие в мире искусства различных направлений, мы в своих рассуждениях опираемся на деятельность сообщества, ставящего целью своего творчества, в первую очередь, не коммерческий успех или эпатирующие эффекты, а поиск способов самовыражения, основанный на профессионализме и академичности знаний и опыта. Рассматривая небольшие моменты-эпизоды их творческого процесса, можно наблюдать совершенно индивидуальные пути развития искусства в живописи каждого автора. Но их объединяет обращение к опыту художников «серебряного века». Как и сто лет назад, наших современников волнует историческая, фольклорная тематика, интерпретация русского эпоса и легенд, следуя традициям ориентализма, они увлечены культурой Востока. Зачастую их живописные произведения носят символический принцип изображения, пытаясь донести силу эмоций и чувств художника в виде зашифрованного художественного текста. Предоставленная свобода располагает к экспериментальному поиску способов и средств выразительности художественного образа.
Сходство сложившей в обществе ситуации, направлений творческой устремлённости в какой-то степени объединяют эти два сложных переломных момента в истории отечественного искусства, позволяя глубже осмыслить происходящие в современной реалистической живописи процессы и попытаться их рассмотреть с позиции накопленных за вековой период знаний. Конечно, в дальнейшем, в исторической ретроспективе, особенности современного искусства возможно будет оценить более исчерпывающим образом. Но хочется уже сегодня понимать происходящие процессы, оценить их значимость и степень приверженности традициям русской живописи.

18
Сведения об авторе: Алиева Ольга Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры рисунка Уральского государственного архитектурно-художественного университета

1.Юрьев, А. И. История отечественной культуры. Учебное пособие / А. И. Юрьев. – М.: Кучково поле, 2015. – 208 с.
2.Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века / М. Г. Неклюдова. – М.: Искусство, 1991. –395 с.
3.Бато Дугаржапов. Живопись. – М., 2017. – 63 с., ил.

Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы.
Том ХXI: по материалам VI Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART VI». 28 января 2021 года / Редакторы-составители А.И.Демченко, Е.А.Скоробогачева, Н.А.Хренов. − Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2021. 336 – 353 с.

Если Вы хотите что-либо спросить или приобрести понравившуюся картину, напишите - автор Вам обязательно ответит.

Электронная почта: dimart72@mail.ru
Присоединяйтесь к нашему сообществу ,
чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.