Рассматривая творчество Дмитрия Васильева, необходимо обратиться к портретным композициям художника. Человеческие характеры и судьбы волнуют опытного мастера, и он решает проблему их художественного воплощения. В поле зрения автора попадают рядовые российские труженики – наши современники. Всего в жизни добившемуся самому, своим трудом и талантом, они близки и понятны ему по духу. Дмитрий черпает вдохновение из обычной жизни. Именно она, по мнению художника, обладает подлинностью бытия. Далёкий от модных течений в искусстве и от коммерческой успешности, он пишет современную судьбу России со слов трудового народа – главной движущей силы страны. Перестройка изменила многое в нашей жизни, но люди, как и раньше, продолжают пахать землю, добывать богатства недр. К тому же во все времена не праздное времяпровождение, а труд способствовал становлению и развитию личности человека. И если говорить об искусстве портрета, раскрывающего не только внешнюю похожесть и презентабельность, а характер, то источник вдохновения, по мнению художника, надо искать в трудовых буднях российского народа. Своими внутренними качествами, нелёгкими судьбами, они вызывают искренний интерес и располагают к созданию по-настоящему интересного художественного образа. Продолжая прославлять человека труда, но без какой-либо помпезности и официоза, Васильев, скорее, опирается на традиции советского искусства периода «оттепели», относясь к портрету с неформальной точки зрения, пытаясь раскрыть характер, содержание личности со всеми внутренними конфликтами и переживаниями. Не один месяц провёл художник в обществе рыбака с Ладожского озера, который привлёк его внимание сформированным непростыми условиями жизни сильным характером, наблюдая за ним в работе и на отдыхе. Персонаж изображён в момент неспешного перекура, погружённым в раздумья, отвлекающие его от работы. Живописное полотно «Рыбак Сергей Астахов» (рис. 5) наполнено правдой жизни, не вызывающей сомнений в подлинности изображённого сюжета. Обращает внимание выражение уставшего лица рыбака и естественное положения рук. Вот так просто художник демонстрирует зрителям их современника, делая его героем сегодняшнего дня.