Художники обращались к мотивам русской истории, эпоса, сказки, создавая свой миф о реальности, зашифрованный символами, окутанный поэзией и аллегорией. Этот яркий период отечественного искусства отмечен активным интересом к таинственной культуре Востока, воплощением красоты и гармонии на основе экзотических мотивов. Новое поколение мастеров, чьи взгляды формировались с конца 19 века, осознавали, что выбранные ими тематические направления нуждаются в особом пластическом языке, отличном от реализма передвижников. Они стремились усилить символическое звучание мотива. Осознание необходимости художественной условности и стилизации приближало их творчество к эстетике модерна. Свойственная художнику потребность в раскрытии своеобразия, «души» его эпохи, сопровождалась активным поиском не только сюжетов, но и выразительных средств, экспериментов с композиционным построением картины, с формой и цветом, значительно обогативших художественный опыт, расширивших изобразительные и образные возможности искусства. Сегодня, как и на рубеже 19 – 20 веков можно наблюдать живописные образы полузабытых героев исторического эпоса, ярморочные шутовские персонажи в исполнении Николая Блохина. Они, словно, воссоздают ситуацию общественной активности народа в период «перестройки». Своё сложное отношение к действительности выражает художник и через загадочные женские образы и яркие размытые пятна цветочных букетов. Дробность и неоднозначность проявлений современной действительности обращают художников к опыту русского символизма, присущего живописи «серебряного века». Посредством зашифрованных символов современный автор передает свое отношение к реальности, приоткрывая зрителю внутренний мир своих чувств и размышлений. Художник, «формируя» действительность наступившего века, творит новый миф.
Отходя от событийности, он создает не иллюстрацию изображаемого, а его символическую передачу, поэтический эквивалент. Художественный вымысел становится своеобразной легендой о жизни, способом постижения её скрытых основ и законов. Именно такую картину создает Хамид Савкуев – один из перспективных русских художников нового поколения, вдохнувший новую жизненную силу в русскую современную живопись. Его работы сочетают в себе особенности индивидуального языка современного искусства, основанного на личных ощущениях и впечатлениях. Духовная составляющая истории и мифологии воплощается в работах Хамида Савкуева посредством уникальной художественной техники на основе собственного авторского взгляда на действительность. Достаточно озвучить названия картин, например, «Брод», «Эль Рей Лир», «Хлебоеды», чтобы осознать глубину индивидуального подхода. Художник далек от простой повествовательности в своём творчестве, его произведения содержат скрытый, зашифрованный в абстрактных формах, цвете, и тематическом сюжете, смысл, эмоциональное состояние. Его интересует не сам по себе персонаж, который всегда присутствует на картинах, а его внутренний мир, который художник выражает посредством изображения окружающей среды. «Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников конца 19 – начала 20 вв., по-разному претворявших его богатое эстетическое наследие» [2; 343 – 362]. Одним из интересных направлений современной российской живописи является обращение к восточным мотивам, возможность развития которого появилась вследствие открытия границ, свободы перемещения и общения с другими странами и народами в постсоветский период. На персональных и тематических выставках различного уровня обращает внимание колорит древних традиций и современной жизни Китая, исследованию которых в большой степени.