.

КУЛЬТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Алиева О. О.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н. С. Алферова. Екатеринбург.

КУЛЬТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация: В стремлении понять сложные процессы современной российской живописи автор обращается к культуре «серебряного века», находя между этими периодами общность творческих устремлений. Сегодня, как и более ста лет назад художественно-образное осознание окружающей действительности приобретает сложные, неопределенные формы, проникнутые личными переживаниями художника. Следуя традициям ориентализма, получившего развитие на рубеже 19 – 20 веков, наши современники увлечены культурой Востока. Зачастую их живописные произведения носят символический принцип изображения, пытаясь донести силу эмоций и чувств художника в виде зашифрованного художественного текста.
THE CULTURE OF THE "SILVER AGE" IN MODERN RUSSIAN PAINTING

Annotation: In an effort to understand the complex processes of modern Russian painting, the author turns to the culture of the "silver Age", finding a commonality of creative aspirations between these periods. Today, as well as more than a hundred years ago, the artistic and figurative awareness of the surrounding reality acquires complex, indefinite forms imbued with the personal experiences of the artist. Following the traditions of orientalism, which was developed at the turn of the 19th and 20th centuries, our contemporaries are passionate about the culture of the East. Often their paintings carry the symbolic principle of the image, trying to convey the power of emotions and feelings of the artist in the form of an encrypted artistic text. Keywords: modern Russian painting, art of the "silver age", traditions of Russian orientalism, symbolism, decorative, conventionality.

Искусство живописи является яркой страницей русской культуры. Творчество наших соотечественников развивалось под воздействием стилевых направлений и сегодня переживает период пересмотра старых ценностей и поиска новых путей развития. Отсутствие советской идеологии и популяризация западных ориентиров на рубеже 20 – 21 веков способствовали свободе самовыражения в российской живописи. Чтобы разобраться в современных процессах этого жанра изобразительного искусства, попытаться понять его приоритетную направленность и приверженность традициям, представляется возможным обратиться к богатому наследию отечественного искусства, проводя аналогию между схожими в творческом процессе ситуациями.
Для достижения объективности и достоверности результатов предпринимаемого исследования рассматриваются представители только профессионального сообщества, устремления которых сопоставляются с деятельность выдающихся мастеров прошедшей эпохи. Ракурс художественной рефлексии современных российских художников от надоевшей официальной демонстрации коллективного счастья советских граждан развернулся в противоположную сторону – к внутреннему осознанию окружающей действительности, к пространству личных интересов и переживаний. Простоту и лаконичность художественных образов эпохи социализма сменило ощущение усложненности и неопределенности, которое отсылает к живописи «серебряного века». Более ста лет назад русское искусство, как и вся культура в целом переживало ощутимые трансформации, вызванные переломной ситуацией в истории России. Вследствие экономических, политических и социальных кризисов в обществе нарастало ощущение необходимости пересмотра приоритетов, смены ценностей. На смену стабильности 80-х годов 19 века пришли психологическая напряжённость, предчувствие кризиса и будущих потрясений, определённое разочарование части общества в прежних общественных идеалах, ярко выразившиеся в художественном творчестве. Искусство «серебряного века» ассоциируется с творчеством художников, чей профессионализм и академичность принципов изображения воплотились в образах противоречивых и усложненных, лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности, выразивших своё отношение к происходящим в обществе переменам, предчувствие надвигающейся неизбежности. В поисках надёжной опоры в тревожной атмосфере времени они полагаются на то, что им казалось истинным, жизнеспособным в них самих и в окружающем обществе – на национальное самосознании русского народа.
Художники обращались к мотивам русской истории, эпоса, сказки, создавая свой миф о реальности, зашифрованный символами, окутанный поэзией и аллегорией. Этот яркий период отечественного искусства отмечен активным интересом к таинственной культуре Востока, воплощением красоты и гармонии на основе экзотических мотивов. Новое поколение мастеров, чьи взгляды формировались с конца 19 века, осознавали, что выбранные ими тематические направления нуждаются в особом пластическом языке, отличном от реализма передвижников. Они стремились усилить символическое звучание мотива. Осознание необходимости художественной условности и стилизации приближало их творчество к эстетике модерна. Свойственная художнику потребность в раскрытии своеобразия, «души» его эпохи, сопровождалась активным поиском не только сюжетов, но и выразительных средств, экспериментов с композиционным построением картины, с формой и цветом, значительно обогативших художественный опыт, расширивших изобразительные и образные возможности искусства. Сегодня, как и на рубеже 19 – 20 веков можно наблюдать живописные образы полузабытых героев исторического эпоса, ярморочные шутовские персонажи в исполнении Николая Блохина. Они, словно, воссоздают ситуацию общественной активности народа в период «перестройки». Своё сложное отношение к действительности выражает художник и через загадочные женские образы и яркие размытые пятна цветочных букетов. Дробность и неоднозначность проявлений современной действительности обращают художников к опыту русского символизма, присущего живописи «серебряного века». Посредством зашифрованных символов современный автор передает свое отношение к реальности, приоткрывая зрителю внутренний мир своих чувств и размышлений. Художник, «формируя» действительность наступившего века, творит новый миф.
Отходя от событийности, он создает не иллюстрацию изображаемого, а его символическую передачу, поэтический эквивалент. Художественный вымысел становится своеобразной легендой о жизни, способом постижения её скрытых основ и законов. Именно такую картину создает Хамид Савкуев – один из перспективных русских художников нового поколения, вдохнувший новую жизненную силу в русскую современную живопись. Его работы сочетают в себе особенности индивидуального языка современного искусства, основанного на личных ощущениях и впечатлениях. Духовная составляющая истории и мифологии воплощается в работах Хамида Савкуева посредством уникальной художественной техники на основе собственного авторского взгляда на действительность. Достаточно озвучить названия картин, например, «Брод», «Эль Рей Лир», «Хлебоеды», чтобы осознать глубину индивидуального подхода. Художник далек от простой повествовательности в своём творчестве, его произведения содержат скрытый, зашифрованный в абстрактных формах, цвете, и тематическом сюжете, смысл, эмоциональное состояние. Его интересует не сам по себе персонаж, который всегда присутствует на картинах, а его внутренний мир, который художник выражает посредством изображения окружающей среды. «Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников конца 19 – начала 20 вв., по-разному претворявших его богатое эстетическое наследие» [2; 343 – 362]. Одним из интересных направлений современной российской живописи является обращение к восточным мотивам, возможность развития которого появилась вследствие открытия границ, свободы перемещения и общения с другими странами и народами в постсоветский период. На персональных и тематических выставках различного уровня обращает внимание колорит древних традиций и современной жизни Китая, исследованию которых в большой степени.

Как с нами связаться

Пишите, мы всегда на связи. Расскажем вам обо всём и ответим на любые вопросы.

Электронная почта: dimart72@mail.ru
Присоединяйтесь к нашему сообществу ,
чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.